Фотография по сути своей — технология фиксации прошлого. Всё, что сфотографировали, изменится через короткий промежуток времени, только снимок сохранит память о моменте, когда нажали на кнопку фотоаппарата. С помощью фотографии легко рассказать о том, как вы провели отпуск, отметили день рождения или корпоратив. Но сделать фоторассказ о том, как в центре Европы зарождалась новая страна, — сложно. Для этого мало правильной композиции кадра — нужна способность трезво оценивать масштаб событий, чувствовать и понимать время.
В основу книги «Змена» легли фотографии, сделанные Сергеем Брушко в период с 1988 по 1994 год: от расцвета гласности в СССР и до первых президентских выборов в Республике Беларусь. Это турбулентное и непростое время, когда год жизни давал пять лет опыта, когда обстоятельства заставляли совершать поступки, на которые вряд ли мы решились бы сейчас. Именно те исторические события стали прологом нынешней белорусской государственности. Забыть, как выглядела Беларусь в ту эпоху, как жило общество и с какими проблемами сталкивались люди каждый день, было бы неправильно.
"Змена", пожалуй, лучшее слово в белорусском языке, описывающее исторический отрезок 1980-х–начала 1990-х, сочетающее в себе сплав значений «перемена», «изменение» и «рабочая смена». Сергей Брушко, снимая в период становления Беларуси как независимой страны, осознавал важность происходящих событий. Он умел анализировать происходящее при съёмке, и уже во время работы понимал, что хотел бы высказать своими работами. Наверное, поэтому он был не самым шустрым фотографом во время создания репортажей, но занимал нетривиальные точки для съёмки, что и помогло передать "послевкусие" тех событий. В 1988 году, когда он начал работать фотокорреспондентом в газете "Чырвоная змена", в СССР объявили курс на гласность, давший возможность фотографировать на улицах городов. Человек с фотоаппаратом на улице всё ещё вызывал недоверие, но удостоверение с надписью «пресса» могло уберечь плёнку от засвечивания милицией, а фотографа от обвинений в попытках подрыва социалистического строя. Именно это небольшое послабление, которое пришло на волне горбачёвской перестройки, давало ему возможность зафиксировать, как приходила в упадок одна система и на её месте появлялась совершенно новая. Главным героем работ отца был обычный человек в переломный момент истории. Через него, словно через проводника, Сергей Брушко рассказывает о трудностях: усиливающийся экономический кризис, разрушение государственной системы, последствия аварии на ЧАЭС. Говорят, фотожурналистика не может быть объективной. Может быть, и так, но глядя на снимки отца можно почувствовать их внутреннюю силу и неравнодушие к героям, а это, наверное, куда более важные вещи, чем беспристрастность в изображении.
Для меня Сергей Брушко останется в первую очередь папой. Несмотря на личное отношение, я осознаю значимость его работ. Творчество отца — симбиоз искусства и истории, который оставил портрет только что появившейся страны, и порой нам стоит возвращаться и рассматривать его для того, чтобы понять, как мы изменились и насколько повзрослели за это время.
Более подробно о проекте и про автора вы можете прочитать по ссылкам:
Фантастические снимки Минска и Беларуси. Этот фотоальбом вам точно нужно купить – сами посмотрите
«Это кухня гласности». Развал БССР и рождение Беларуси — в фотографиях Сергея Брушко
Выходзіць кніга фатографа, чые здымкі з 90-х дагэтуль лічацца экстрэмісцкімі