Фотоальбом

Сергея Брушко

Фотография по сути своей — технология фиксации прошлого. Всё, что сфотографировали, изменится через короткий промежуток времени, только снимок сохранит память о моменте, когда нажали на кнопку фотоаппарата. С помощью фотографии легко рассказать о том, как вы провели отпуск, отметили день рождения или корпоратив. Но сделать фоторассказ о том, как в центре Европы зарождалась новая страна, — сложно. Для этого мало правильной композиции кадра — нужна способность трезво оценивать масштаб событий, чувствовать и понимать время.
В основу книги «Змена» легли фотографии, сделанные Сергеем Брушко в период с 1988 по 1994 год: от расцвета гласности в СССР и до первых президентских выборов в Республике Беларусь. Это турбулентное и непростое время, когда год жизни давал пять лет опыта, когда обстоятельства заставляли совершать поступки, на которые вряд ли мы решились бы сейчас. Именно те исторические события стали прологом нынешней белорусской государственности. Забыть, как выглядела Беларусь в ту эпоху, как жило общество и с какими проблемами сталкивались люди каждый день, было бы неправильно.
"Змена", пожалуй, лучшее слово в белорусском языке, описывающее исторический отрезок 1980-х–начала 1990-х, сочетающее в себе сплав значений «перемена», «изменение» и «рабочая смена». Сергей Брушко, снимая в период становления Беларуси как независимой страны, осознавал важность происходящих событий. Он умел анализировать происходящее при съёмке, и уже во время работы понимал, что хотел бы высказать своими работами. Наверное, поэтому он был не самым шустрым фотографом во время создания репортажей, но занимал нетривиальные точки для съёмки, что и помогло передать "послевкусие" тех событий. В 1988 году, когда он начал работать фотокорреспондентом в газете "Чырвоная змена", в СССР объявили курс на гласность, давший возможность фотографировать на улицах городов. Человек с фотоаппаратом на улице всё ещё вызывал недоверие, но удостоверение с надписью «пресса» могло уберечь плёнку от засвечивания милицией, а фотографа от обвинений в попытках подрыва социалистического строя. Именно это небольшое послабление, которое пришло на волне горбачёвской перестройки, давало ему возможность зафиксировать, как приходила в упадок одна система и на её месте появлялась совершенно новая. Главным героем работ отца был обычный человек в переломный момент истории. Через него, словно через проводника, Сергей Брушко рассказывает о трудностях: усиливающийся экономический кризис, разрушение государственной системы, последствия аварии на ЧАЭС. Говорят, фотожурналистика не может быть объективной. Может быть, и так, но глядя на снимки отца можно почувствовать их внутреннюю силу и неравнодушие к героям, а это, наверное, куда более важные вещи, чем беспристрастность в изображении.
Для меня Сергей Брушко останется в первую очередь папой. Несмотря на личное отношение, я осознаю значимость его работ. Творчество отца — симбиоз искусства и истории, который оставил портрет только что появившейся страны, и порой нам стоит возвращаться и рассматривать его для того, чтобы понять, как мы изменились и насколько повзрослели за это время.
Более подробно о проекте и про автора вы можете прочитать по ссылкам:

Фантастические снимки Минска и Беларуси. Этот фотоальбом вам точно нужно купить – сами посмотрите

«Это кухня гласности». Развал БССР и рождение Беларуси — в фотографиях Сергея Брушко

Выходзіць кніга фатографа, чые здымкі з 90-х дагэтуль лічацца экстрэмісцкімі


Здесь нет особой эволюции, важнее плотное погружение в поток времени, на которое, впрочем, мы смотрим и с дистанции. Тематические блоки снимков Брушко-старшего перемежаются текстами его современников, пытающихся осмыслить происходившее. Осколочность структуры «впрыскиваемых» в фотографию слов создает чувство не хаоса, а своеобразной, расщепленно-единой, одновременно радостной и печальной, эйфорической и почти погребальной энергии.

Из рецензии Виктории Мусвик, аспирантки Оксфордского университета, на фотокнигу "ЗМЕНА" на сайте colta.ru
Видеопревью фотокниги "ЗМЕНА"
Сергей Брушко
Родился 28 мая 1958 года в ;городском поселке Городея, недалеко от города Несвижа, Минской области. Работал фотокорреспондентом газет «Калійшчык Салігоршчыны», «Чырвоная Змена», «Народная газета».

Участник белорусско-швейцарского выставочно-издательского проекта «У пошуках Беларусі. Год ;дванаццаты пасля Чарнобыля» (совместно
с швейцарским фотографом Хуго Йегги, Hugo Jaeggi) (1998 г.). Выставки в Германии, Швейцарии, Беларуси, Ирландии.

Умер в ;2000 г., оставив после себя бесценную коллекцию документальной фотографии, большинство работ в которой близки к стилистике фотографий Картье-Брессона.
По вопросам заказа:

На данный момент весь тираж книги продан.
Об издании

размер: 17х24 см,
обложка: твердая, черный текстиль
количество страниц: 224
тираж: 600 экземпляров
языки: беларусский, русский, английский
доставка: самовывоз или отправка почтой наложенным платежом

Одним из ;тех, кто создавал беларусскую фотолетопись в исторический период 80−90-х годов, был Сергей Брушко. Рука потянулась прибавить к слову «создавал» наречие «беспристрастно», но это было бы ошибкой. Конечно, камера Сергея была бесстрастной, но сам он — никогда. По-сути, в основе его метода — страсть. Каждый черно-белый кадр — словно от основателей Magnum лишенный украшательств, смелый, не боящийся открытых эмоций.

Когда, работая редактором в газете «Имя», получал фотографии от Сергея, один и тот же вопрос висел над столом: от чего отказаться? Каждый репортаж — завершенная история; каждый портрет — характер; в каждом кадре — эпоха. И это не пафос, просто и ему, и всем нам, выпало такое время — исторического перелома, в котором все важно. И после Сергея остался потрясающий набор документов, фиксирующий беларусский период конца прошлого столетия.


Николай Халезин, арт-директор Беларусского Свободного театра
Писать о родителях и легко, и сложно. Сложно, потому что легко быть обвиненным в предвзятости и субъективности. И по этой же причине легко, потому что субъективность в данном случае становится высшей формой объективности ;— безудержной детской любовью. Я восхищаюсь фотографиями своего отца. Восхищаюсь безудержно и гордо. Рассматривая фотографии, которым уже больше 20 лет, я, сам фотограф, снова и снова ищу для себя ответ на этот вопрос ать не просто людей, а целые истории этих людей, которые можно прочитать?

Перебирая фотографии отца конца 80-х- начала 90-х, я понял, что передо мной удивительная эпоха, фантастическая эпоха, показывающая самую разную Беларусь. Сначала мы хотели взять несколько комментариев о ;том времени, но наши собеседники вспоминали его с таким восхищением и воодушевлением, что нам захотелось услышать больше. Валентин Акудович, Владимир Колос, Николай Халезин, Анатолий Гуляев, Андрей Вардомацкий, Валерия Костюгова — все наши собедники рассказывали о том времени так, что становилось бесконечно завидно. Они жили в том времени, они видели все своими глазами, а главное, участвовали и создавали это время! И мы решили записать все эти рассказы, не пытаясь искать одной правды. Нам хотелось понять: какой была та Беларусь конца 80-х годов. И может быть, понять, что произошло потом.

Лично для меня эта книга-альбом — мой продолжающийся разговор с отцом. Потому что ничто на самом деле не кончается, оно остается в нас.


Дмитрий Брушко, сын Сергея Брушко.
По всем вопросам просьба обращаться:
dmitrybrushko@gmail.com
Made on
Tilda